Берту Моризо к 1874 года; когда состоялась выставка
импрессионистов, хорошо знали и критики, и публика, на Салоне регулярно
выставлялись ее работы — и маслом и пастелью. В 1872 году Берта совершает
поездку в Испанию, где ее совершенно зачаровывают картины Веласкеса и Гойи.
Следуя совету Дега, она приняла деятельное участие в подготовке выставки на
бульваре Капуцинок и представила на нее девять полотен. С 1875 года ее работы
идут на аукционах по более высоким ценам, чем картины Моне, Ренуара, Сислея или
Писсарро, ее единомышленников в стремлении воспроизвести предмет как цветовой
итог взаимодействия света, тени и атмосферы. Вторая половина 1870-х годов —
расцвет творчества Берты Моризо. Лишь в 1879 году она ненадолго оставит
живопись, ожидая ребенка, но уже спустя год возобновит работу на пленэре и
выставочную деятельность.
Берта Моризо.
Молодая женщина за шитьем в саду. 1884.
Эдинбург, Национальная галерея Шотландии
В Буживале, на рю Принсесс, Эжен Мане с Бертой снимали дом с
большим садом. Многие сведения о жизни этой семьи сохранились благодаря
красочным воспоминаниям, написанным их дочерью Жюли. Берта нередко писала дочку
в саду. Здесь она запечатлена у пруда с корабликами, вместе с молоденькой
няней. Мерцающие пятна цвета создают ощущение, что этот затененный уголок сада
весь пронизан неуловимо текучим светом.
Берта Моризо.
У колыбели. 1872.
Париж, Музей д’Орсе
Весной 1874 года картина была показана на первой выставке
импрессионистов. Луи Леруа не оставил ее без внимания: «Изображение каких-то
там деталей вовсе не интересует эту молодую особо. Рисуя человеческую руку, она
делает кистью ровно столько продольных мазков, сколько пальцев имеет рука, — и
дело сделано!» Тем не менее зрители не отходили от этой картины.
Голубовато-красный свет, проникающий через полупрозрачные оконные занавески,
окрашивая в нежные розовые тона полог колыбели, словно материализуется здесь в
атмосферу тихого уюта и материнского счастья.