Берта

Берту Моризо к 1874 года; когда состоялась выставка импрессионистов, хорошо знали и критики, и публика, на Салоне регулярно выставлялись ее работы — и маслом и пастелью. В 1872 году Берта совершает поездку в Испанию, где ее совершенно зачаровывают картины Веласкеса и Гойи. Следуя совету Дега, она приняла деятельное участие в подготовке выставки на бульваре Капуцинок и представила на нее девять полотен. С 1875 года ее работы идут на аукционах по более высоким ценам, чем картины Моне, Ренуара, Сислея или Писсарро, ее единомышленников в стремлении воспроизвести предмет как цветовой итог взаимодействия света, тени и атмосферы. Вторая половина 1870-х годов — расцвет творчества Берты Моризо. Лишь в 1879 году она ненадолго оставит живопись, ожидая ребенка, но уже спустя год возобновит работу на пленэре и выставочную деятельность.

Берта Моризо. Молодая женщина за шитьем в саду. 1884.
Берта Моризо.
Молодая женщина за шитьем в саду. 1884.
Эдинбург, Национальная галерея Шотландии
В Буживале, на рю Принсесс, Эжен Мане с Бертой снимали дом с большим садом. Многие сведения о жизни этой семьи сохранились благодаря красочным воспоминаниям, написанным их дочерью Жюли. Берта нередко писала дочку в саду. Здесь она запечатлена у пруда с корабликами, вместе с молоденькой няней. Мерцающие пятна цвета создают ощущение, что этот затененный уголок сада весь пронизан неуловимо текучим светом.

Берта Моризо. У колыбели. 1872.
Берта Моризо.
У колыбели. 1872.
Париж, Музей дОрсе
Весной 1874 года картина была показана на первой выставке импрессионистов. Луи Леруа не оставил ее без внимания: «Изображение каких-то там деталей вовсе не интересует эту молодую особо. Рисуя человеческую руку, она делает кистью ровно столько продольных мазков, сколько пальцев имеет рука, — и дело сделано!» Тем не менее зрители не отходили от этой картины. Голубовато-красный свет, проникающий через полупрозрачные оконные занавески, окрашивая в нежные розовые тона полог колыбели, словно материализуется здесь в атмосферу тихого уюта и материнского счастья.