Чарующая радость жизни

В 1870-е годы Ренуар вступал зрелым мастером кисти. В этот период он создаст картины, выдвинувшие его в число лидеров импрессионизма и обеспечившие его успех у меценатов и заказчиков.
Ренуар следует принципу фрагментирования реальной действительности, словно режиссер выстраивая как бы случайно подсмотренные сцены и срезая рамой фигуры персонажей, как это делает фотокамера. Подобным приемом широко пользовался Дега, но Ренуар, в отличие от него, не стремился к резким ракурсам и нервной динамике: он тяготел к спокойным ритмам, непринужденным движениям, мягкому и по-юношески открытому, радостному взгляду на мир.
Это проявляется и в созданных им портретах, которых он всегда писал много. При том, что Ренуар никогда не стремился к меткости психологических характеристик (а это всегда важно в работах портретного жанра), его образы притягивают ощущением гармонии личности с внешним миром, очарованием непосредственности, сюиминутности происходящего.

Пьер Огюст Ренуар. Девочка с лейкой. 1876.
Пьер Огюст Ренуар.
Девочка с лейкой. 1876.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Особое место в творчестве художника занимает детский портрет. Стремясь сохранить естественность выражения на лицах своих моделей, он не заставлял детей сидеть смирно, позволяя им смеяться и резвиться и делая в это время натурные эскизы. Затем он тщательно продумывал внешнее окружение. В этом портрете — одном из лучших у Ренуара — это цветущий сад, который вместе с кружевной отделкой платьица и белокурыми волосами девочки создает прелестное обрамление пленительной свежести ее личика.

Пьер Огюст Ренуар. Качели. 1876.
Пьер Огюст Ренуар.
Качели. 1876.
Париж, Музей дOрce
Место действия этой сценки — сад возле старого дома на Монмартре, где художник снимал комнату. Известно, что Ренуар изобразил здесь жившую по соседству девушку Жанну, а один из мужчин — это его друг, художник Норберт Генёт. Сам мотив — детские забавы взрослых людей, вроде качания на качелях — был популярным в XVIII веке, в искусстве рококо. Видимо, автор ощущал потребность горожан, своих современников, в подобной иллюзии беззаботности. Текучесть времени здесь ощущается почти физически: столь выразительны подвижные пятна света, нетерпеливое ожидание своей очереди у девочки и неустойчивая вертикаль качелей.