Пятая выставка. 1880

Эта выставка проходила с 1 по 30 апреля на улице Пирамид, 10. В ней приняли участие 18 художников, назвавших себя в афише «независимыми». Дега, активно готовивший выставку, представил 8 работ, Писсарро — 11 картин и серию офортов, Моризо — 15 картин и ряд акварелей. Подобно Мане, отказались участвовать Ренуар (на Салон приняли 2 его картины) и Моне, который обвинил устроителей, что они «открыли двери малярам-самоучкам». Во время выставки умирает критик Луи Эдмон Дюранти, автор статьи «Новая живопись», в которой он выступал в защиту импрессионизма. Писатель Гюисманс публикует резкую статью, порицающую деятельность импрессионистов. Сезанн после долгого отсутствия приезжает из Экса, но остается непоколебим в своем отказе участвовать в выставке.

Альфред Сислей. Сен-Мамме. Серенький день. Ок. 1880.
Альфред Сислей.
Сен-Мамме. Серенький день. Ок. 1880.
Бостон, Музей изобразительных искусств
Сислей часто работал в этом городке, стоящем на Сене. Он много экспериментирует с техникой. В его пейзажах значительное место обычно отводится изображению неба. Пейзажи лиричны и эмоциональны. В 1880-е годы Дюран-Рюэль, преодолевший к тому времени финансовый кризис, снова стал покупать работы импрессионистов, что для Сислея оказалось большой поддержкой.

Эдгар Дега. Урок танца. Ок. 1879. Черный мел и пастель.
Эдгар Дега.
Урок танца. Ок. 1879. Черный мел и пастель.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Разрабатывая определенную тему, Дега как бы смотрел на свои мотивы с разных точек зрения, в том числе динамично поднимая или опуская эту точку по высоте. В «театральной» серии, занявшей у него более десяти лет, художник изображал музыкантов и танцовщиц и по отдельности, и вместе, меняя также и количество персонажей.