Импрессионисты далеко не сразу пришли к осознанию своих
задач в искусстве. 1860-е годы стали временем формирования целого поколения
молодых художников, которые уже на этапе освоения живописного ремесла пытались
определиться в своих целях. Почти все основные деятели импрессионизма были
ровесниками - Клод Моне, Берта Моризо, Фредерик Базиль, Пьер Огюст Ренуар,
Альфред Сислей, Поль Сезанн, Арман Гийомен родились в начале 1840-х годов. На
несколько лет старше были Эдгар Дега, Камиль Писсарро и Эдуар Мане, который,
впрочем, всегда держался особняком, хотя и участвовал во всех творческих
дискуссиях и, безусловно, был главным авторитетом в глазах своих младших
коллег. Местом горячих споров о новинках живописи или литературы в то время
были и частная академия Сюиса, где учились и познакомились друг с другом многие
из будущих импрессионистов, и кафе Гербуа в Париже, и трактир матушки Антони в
Барбизоне, и мастерская Базиля, который всегда был щедр и на материальную
помощь своим менее обеспеченным товарищам. Они часто вместе выезжали на этюды.
Ренуар и Моне, к примеру, даже любили ставить мольберты рядом, посматривая
время от времени, что же получается на полотне у товарища...
Клод Моне.
В лесу. Фонтенбло. Ок. 1866.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Полотно можно спутать с каким-либо из холстов барбизонцев,
настолько типичен для них этот мотив с уходящей вдаль просекой. Пейзаж дышит
спокойствием и тишиной, излучая глубоко лирическое чувство. Даже манера письма
выглядит неторопливой, хотя мазок Моне уже обнаруживает пластичную рельефность
и свой собственный ритм.
Фредерик Базиль.
Пейзаж в Шайи. 1865.
Чикаго, Институт искусств
Этот пейзаж, возможно, и дописывался в мастерской, однако
острота натурных впечатлений от залитого солнцем холма полностью сохранена и
передается зрителю. Прекрасно скомпонованный, пейзаж создает очень цельный
образ, пронизанный всей полнотой и радостью жизни. Кажется, можно ощутить на
щеках свежий и теплый ветер, проносящийся над полем и дальним лесом.
Пьер Огюст Ренуар.
Трактир матушки Антони. 1866.
Стокгольм, Национальный музей
Картина передает атмосферу того непринужденного и живого
общения художников, журналистов и писателей, которая всегда возникала при их
встречах — будь то в Париже или его окрестностях. На переднем плане в профиль
изображен Альфред Сислей, держащий в руках газету «L’evenement» — совсем не случайно, так
как там часто публиковали новости о событиях литературной и художественной
жизни. Он беседует со своим другом Жюлем Лекёром, за спиной которого видна
стена с шутливыми рисунками художников, завсегдатаев деревенского кафе.