В поисках пути

Импрессионисты далеко не сразу пришли к осознанию своих задач в искусстве. 1860-е годы стали временем формирования целого поколения молодых художников, которые уже на этапе освоения живописного ремесла пытались определиться в своих целях. Почти все основные деятели импрессионизма были ровесниками - Клод Моне, Берта Моризо, Фредерик Базиль, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Поль Сезанн, Арман Гийомен родились в начале 1840-х годов. На несколько лет старше были Эдгар Дега, Камиль Писсарро и Эдуар Мане, который, впрочем, всегда держался особняком, хотя и участвовал во всех творческих дискуссиях и, безусловно, был главным авторитетом в глазах своих младших коллег. Местом горячих споров о новинках живописи или литературы в то время были и частная академия Сюиса, где учились и познакомились друг с другом многие из будущих импрессионистов, и кафе Гербуа в Париже, и трактир матушки Антони в Барбизоне, и мастерская Базиля, который всегда был щедр и на материальную помощь своим менее обеспеченным товарищам. Они часто вместе выезжали на этюды. Ренуар и Моне, к примеру, даже любили ставить мольберты рядом, посматривая время от времени, что же получается на полотне у товарища...

Клод Моне.  В лесу. Фонтенбло. Ок. 1866.
Клод Моне. 
В лесу. Фонтенбло. Ок. 1866.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Полотно можно спутать с каким-либо из холстов барбизонцев, настолько типичен для них этот мотив с уходящей вдаль просекой. Пейзаж дышит спокойствием и тишиной, излучая глубоко лирическое чувство. Даже манера письма выглядит неторопливой, хотя мазок Моне уже обнаруживает пластичную рельефность и свой собственный ритм.

Фредерик Базиль. Пейзаж в Шайи. 1865.
Фредерик Базиль.
Пейзаж в Шайи. 1865.
Чикаго, Институт искусств
Этот пейзаж, возможно, и дописывался в мастерской, однако острота натурных впечатлений от залитого солнцем холма полностью сохранена и передается зрителю. Прекрасно скомпонованный, пейзаж создает очень цельный образ, пронизанный всей полнотой и радостью жизни. Кажется, можно ощутить на щеках свежий и теплый ветер, проносящийся над полем и дальним лесом.

Пьер Огюст Ренуар. Трактир матушки Антони. 1866.
Пьер Огюст Ренуар.
Трактир матушки Антони. 1866.
Стокгольм, Национальный музей
Картина передает атмосферу того непринужденного и живого общения художников, журналистов и писателей, которая всегда возникала при их встречах — будь то в Париже или его окрестностях. На переднем плане в профиль изображен Альфред Сислей, держащий в руках газету «L’evenement» — совсем не случайно, так как там часто публиковали новости о событиях литературной и художественной жизни. Он беседует со своим другом Жюлем Лекёром, за спиной которого видна стена с шутливыми рисунками художников, завсегдатаев деревенского кафе.