Жан Батист Арман Гийомен занимает особое место в рамках
импрессионизма. В пору становления этого направления он близко общался со всеми
его представителями — тем более что был их ровесником. Он учился в Коммунальной
школе и в Академии Сюиса, где познакомился с Сезанном и Писсарро. Позже близкая
дружба свяжет его также с Синьяком и Ван Гогом. Очень рано в его живописи стали
обнаруживаться черты, предвосхищавшие будущие поиски экспрессионистов, — особая
напряженность цвета и «нагнетание» ритмического строя. Гийомен пережил всех
своих друзей - он умер в 1927 году в возрасте восьмидесяти шести лет. И в ХХ
веке, рядом с мастерами постимпрессионизма, символизма, фовизма и
экспрессионизма, он будет выглядеть истинным хранителем импрессионистических
традиций.
Арман Гийомен.
Набережная де ля Гар в снегу. Ок. 1873.
Париж, Музей д’Орсе
Тема Сены станет излюбленным мотивом в творчестве художника.
Гийомену жилось трудно: даже когда у импрессионистов появился свой круг
коллекционеров, его картины мало кто понимал — они будоражили, беспокоили, звали
к каким-то новым состояниям души. Лишь в 1891 году финансовое положение
художника стабилизируется — но благодаря не заказчикам, а крупному выигрышу в
национальной лотерее.
Арман Гийомен.
Автопортрет. 1878.
Амстердам, Национальный музей Винсента Ван Гога
Гийомену на этом портрете тридцать семь лет — возраст, в
котором закончилась жизнь Рафаэля. Художник работает — в его руках палитра,
звучные краски которой образуют цветовое «ядро» холста. Он обернулся, будто на
чей-то зов, но взгляд его обращен словно внутрь - Арман испытующе вопрошает сам
себя, каков его путь в искусстве.
Арман Гийомен.
Натюрморт: цветы, фаянс, книги. 1872.
Париж, Музей д’Opce
Вслед за Сезанном Гийомен увлекается работой над
натюрмортами. Однако в своих композициях он стремится не к аналитической
ясности, столь отличавшей его друга, а, скорее, к единому эмоциональному
«тону», отражавшему его взволнованную, мятущуюся душу.