Базиль, Моне, Ренуар, Сислей - вот те молодые художники,
которые определили становление импрессионизма. Базиль и Моне были соучениками
по академии Глейра, там же с ними познакомился Ренуар. Они стремились
отказаться от всех ранее установленных, заранее известных схем — будь то в
портрете или пейзаже. О большой тематической картине, решенной в таком новом
ключе, думать им еще было рано - они это хорошо понимали; лишь постепенно, шаг
за шагом, они будут осваивать многофигурные композиции, органично увязанные» с
окружающей — естественной, повседневной — средой. Им нравилось писать одни и те
же мотивы и сравнивать свои поиски с тем живописным решением, которые находил
товарищ. Например, натюрморт с птицами, над которым работает Базиль, писал и
Сислей, а снежный пейзаж на стене у него над головой принадлежит кисти Моне.
Все проблемы они обсуждали живо и непринужденно. Атмосфера в академии Глейра
располагала к поискам — мэтр «ставил» рисунок, учил понимать пластику форм, но
не мешал искать новые пути и решения в том, что касалось композиции и цвета.
Огюст Ренуар.
Моне за чтением. 1872.
Париж, Музей Мармоттан
С начала 1860-х годов Ренуар и Моне много общались, часто
выезжали вместе работать на пленэре. Творческая близость переросла в дружбу.
Ренуар несколько раз запечатлел Моне. С этим портретом, написанным другом и
затем подаренным ему, Моне не расставался всю жизнь.
Огюст Ренуар.
Портрет Фредерика Базиля. 1867.
Париж, Музей д’Орсе
Портрет совершенно не парадный, он подчеркнуто прозаичен,
как можно судить по тапочкам Базиля, в которых ему было удобно работать за
мольбертом. Друзья и ровесники, они общались без всяких церемоний (несмотря на
весьма разное социальное положение), советовались и позировали друг другу.
Художник явно смотрит на свою модель с дружеским, участливым вниманием.
Фредерик Базиль.
Портрет Ренуара. 1867.
Париж, Музей д’Орсе
Этот портрет, где модель, кажется, и не догадывается о
присутствии художника, хорошо передает ту атмосферу, живую и непринужденную, которая
царила в мастерской Базиля. Ее двери всегда были открыты для друзей, равно как
и кошелек хозяина — Базиль, происходивший из обеспеченной семьи, всегда помогал
своим товарищам, а Ренуар одно время даже жил у друга.