Друзья

Базиль, Моне, Ренуар, Сислей - вот те молодые художники, которые определили становление импрессионизма. Базиль и Моне были соучениками по академии Глейра, там же с ними познакомился Ренуар. Они стремились отказаться от всех ранее установленных, заранее известных схем — будь то в портрете или пейзаже. О большой тематической картине, решенной в таком новом ключе, думать им еще было рано - они это хорошо понимали; лишь постепенно, шаг за шагом, они будут осваивать многофигурные композиции, органично увязанные» с окружающей — естественной, повседневной — средой. Им нравилось писать одни и те же мотивы и сравнивать свои поиски с тем живописным решением, которые находил товарищ. Например, натюрморт с птицами, над которым работает Базиль, писал и Сислей, а снежный пейзаж на стене у него над головой принадлежит кисти Моне. Все проблемы они обсуждали живо и непринужденно. Атмосфера в академии Глейра располагала к поискам — мэтр «ставил» рисунок, учил понимать пластику форм, но не мешал искать новые пути и решения в том, что касалось композиции и цвета.

Огюст Ренуар. Моне за чтением. 1872.
Огюст Ренуар.
Моне за чтением. 1872.
Париж, Музей Мармоттан
С начала 1860-х годов Ренуар и Моне много общались, часто выезжали вместе работать на пленэре. Творческая близость переросла в дружбу. Ренуар несколько раз запечатлел Моне. С этим портретом, написанным другом и затем подаренным ему, Моне не расставался всю жизнь.

Огюст Ренуар. Портрет Фредерика Базиля. 1867.
Огюст Ренуар.
Портрет Фредерика Базиля. 1867.
Париж, Музей дОрсе
Портрет совершенно не парадный, он подчеркнуто прозаичен, как можно судить по тапочкам Базиля, в которых ему было удобно работать за мольбертом. Друзья и ровесники, они общались без всяких церемоний (несмотря на весьма разное социальное положение), советовались и позировали друг другу. Художник явно смотрит на свою модель с дружеским, участливым вниманием.

Фредерик Базиль. Портрет Ренуара. 1867.
Фредерик Базиль.
Портрет Ренуара. 1867.
Париж, Музей дОрсе
Этот портрет, где модель, кажется, и не догадывается о присутствии художника, хорошо передает ту атмосферу, живую и непринужденную, которая царила в мастерской Базиля. Ее двери всегда были открыты для друзей, равно как и кошелек хозяина — Базиль, происходивший из обеспеченной семьи, всегда помогал своим товарищам, а Ренуар одно время даже жил у друга.