За пределами Франции

Что касается парижской публики, то выставки импрессионистов демонстрировали из года в год стойкий «стандарт восприятия», сложившийся еще на 1-й выставке 1874 года. Пресса изощрялась в иронии, зрители развлекались предвкушением скандалов. Однако все больше появлялось серьезных отзывов и серьезных меценатов — импрессионистов давно знали в Лондоне, не за горами было и бурное признание в Америке.
С последней выставкой 1886 года импрессионизм не утратил своего значения, напротив, он победил. Фактически — как метод новой живописи. Международные Всемирные выставки и широкие показы, устраиваемые влиятельными галеристами, способствовали распространению знаний о его мастерах в других странах. Свою лепту внесли и те художники-иностранцы, которые приезжали в Париж, где обретали если не вторую родину, то долговременный приют и поддержку со стороны друзей. Импрессионисты много путешествовали и, общаясь с коллегами в других странах — Италии, Германии, даже Норвегии, где побывал Моне, — вживе знакомили их с достижениями тех, кто работал в Париже. С потоком новых направлений в начале ХХ века импрессионизм все больше стал восприниматься не как стиль или метод, а скорее как способ мировосприятия и мирочувствования.

Уинслоу Хоумер. Летняя ночь. 1890.
Уинслоу Хоумер.
Летняя ночь. 1890.
Париж, Музей дОрсе
На Всемирной выставке в Париже в 1890 году картина американского художника получила золотую медаль и была куплена французским правительством для Люксембургского дворца. Хоумер создал впечатляющую ночную сцену, эмоциональность которой усиливает мотив танцующих девушек. Экспрессия этого образа в чем-то уже выходит за рамки импрессионистического принципа «мимолетной» фиксации видимого мира. Тема одиночества и женской чувственности как извечного мирового начала обнаруживает родство с образами Эдварда Мунка — норвежского живописца и графика, проложившего путь экспрессионизму.

Нильс Кройгер. Старый деревенский дом. 1887.
Нильс Кройгер.
Старый деревенский дом. 1887.
Стокгольм, Государственный музей искусств
Этот норвежский художник во многом способствовал становлению новой пейзажной живописи в Скандинавии. Он работал в окрестностях Барбизона, а далее формировался под воздействием импрессионистов. Мягкий строй живописи, совершенно особая «нордическая» бережность в обращении с формой и цветом предвосхищают целый пласт в искусстве ХХ века. Несмотря на все победы авангарда, своей эмоциональной памятью это искусство будет крепко связано с импрессионизмом. Своеобразный опыт преломления импрессионистического взгляда на мир даст Скандинавия, ярко заявившая о себе на европейской художественной сцене в конце XIX века музыкой Грига и пьесами Ибсена.