При всей любви к природе и наслаждении, которое
импрессионисты испытывали от работы на натуре - у берега реки или на просторах
полей, — они одновременно испытывали все более острый интерес к облику города.
Контраст между столицей, Парижем, и другими французскими городами становился в
те годы все разительнее. Время с середины XIX века вошло в историю города как
«эпоха барона Османа». Назначенный главой муниципального департамента, эльзасец
Георг Хаусман, ставший в Париже Жоржем Османом, развил бурную деятельность по
превращению столицы в современный город. Однако пересекающая город река Сена, с
ее набережными, островом Ситэ, барками и купальнями по-прежнему привлекала
внимание художников.
Альфред Сислей.
Баржи на канале Сен-Мартен в Париже 1870.
Винтертур (Швейцария), собрание Рейнхарта
Импрессионисты не стремились к созданию «парадных» видов —
их интересовала повседневность, прекрасная в своей каждодневной неповторимости.
Альфред Сислей — быть может, не самый яркий из импрессионистов, но, бесспорно,
самый «типичный» с точки зрения сути метода. Он выбирает самые скромные мотивы,
но в них всегда отчетливо звучит — как камертон — щемящая лирическая нота: мы
вдруг остро ощущаем саму жизнь в ее сюиминутной, преходящей конкретности, что
так редко открывается нам в повседневной суете.
Станислас Лепин.
Набережная Сены; Понт-Мари. 1868.
Париж, Музей д’Орсе
Этот французский художник (1836 — 1892) был большим другом
Коро, часто помогавшего ему советами, что сказалось на манере Лепина —
утонченной тональной живописи, чрезвычайно удачно воплощавшей парижскую
эстетику серого цвета. Он детально передавал новый облик Парижа, его улиц и
площадей, заполненных блестящими экипажами, праздными или торопливыми
прохожими. Его мотивы часто те же, что у других художников, например,
Йонгкинда, но образ создается всегда свой — очень мягкий за счет нежной
передачи воздушной среды.
Ян Бартолд Йонгкинд.
Сена у собора Нотр-Дам. 1864.
Париж, Музей д’Opce
Голландского живописца Йонгкинда (1819 — 1891; он был также
рисовальщиком и гравером, мастером офорта) хорошо знали те из импрессионистов,
кто работал на побережье Ла-Манша. Йонгкинд - предшественник импрессионистов в
тонкой передаче трепетно-зыбкой воздушной дымки, в которой мягко растворяются
очертания домов, моста, готического собора в сердце Парижа. Порой его картины
напоминают этюды — настолько динамично художник передает изменения воздушной
среды и игру света на поверхности воды.