Первая выставка

1874 год важен как дата первой выставки импрессионистов и появления самого термина, впервые прозвучавшего в одном из ее обзоров в прессе. Однако «импрессионистской» она видится лишь в исторической перспективе. Среди 30 участников далеко не все были импрессионистами — для покрытия расходов привлекали всех друзей. Долгое время считалось, что импрессионисты были ярыми противниками Салона. Однако это не так. Эдуар Мане выставлялся на Салоне с 1859 года и только иногда получал отказ — более того, именно после благоприятных отзывов на его картину Кружка пива, показанную на Салоне 1873 года, началась всемирная слава Моне. Впрочем, он действительно не очень-то стремился на Салон — даже любимый им формат картин не соответствовал стандартам этой выставки.
Салон обычно открывался в мае, и импрессионисты, видимо, решили упредить это мероприятие, организовав свою выставку в апреле. Их друг фотограф Гаспар Феликс Надар, друживший еще с Делакруа, а в конце 1860-х годов сблизившийся с Мане, предоставил им бесплатно свое ателье на бульваре Капуцинок. С посетителей взимали один франк. Выставка была открыта не только в дневное время, но и вечером, чтобы ее могли посетить те, кто работает днем.

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872.
Клод Моне.
Впечатление. Восход солнца. 1872.
Париж, Музей Мармоттан
На выставке в ателье Надара Моне показал пять картин, в том числе пейзаж с видом гавани на рассвете, написанный в обычной для него свободной манере. Название этой картины, обыгранное критиком Леруа в его статье, помещенной в парижской газете «Шаривари» от 25 апреля, дало определение всему направлению. Но утвердилось это направление далеко не сразу, и на всех выставках импрессионистов вместе с ними будут выставляться художники — друзья и знакомые, — имевшие весьма отдаленное отношение к новому течению.

Камиль Писсарро. Вспаханное поле. 1874.
Камиль Писсарро.
Вспаханное поле. 1874.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Писсарро показал на выставке пять своих пейзажей, большей частью виды Понтуаза и его окрестностей. Писарро взялся организовать и разведку картин участников. Путем голосования определяли, где и какую картину повесить. Каждый участник платил 60 франков за право показать две картины, но на деле все выставляли столько картин, сколько хотели.