В рецензии на пятую выставку импрессионистов Эмиль Золя,
всегда их поддерживавший, на сей раз разразился критикой: «Ни один из них не
сумел ясно и точно воспользоваться главным принципом, в созданных ими
произведениях можно отыскать лишь его фрагменты... Вот почему борьба
импрессионистов не достигла цели. Им не удалось стать на уровень своих
обещаний; они заикаются, но говорить не умеют».
Видимо, желая дать отпор таким обвинениям, Ренуар пишет
большую картину с многофигурной сценой, построенной с такой непосредственной
естественностью, как если бы она действительно была списана прямо с натуры. 14
фигур знаменитого Завтрака гребцов, 14 портретов, — это одновременно и просто
парижане, выехавшие на прогулку по Сене и остановившиеся позавтракать на
террасе ресторана «Ла Фурнез».
Пьер Огюст Ренуар.
Завтрак гребцов. 1880.
Вашингтон, собрание Филипса
Последние десятилетия XIX века назвали «прекрасной эпохой» —
1а belle epoque. Франция вступила в полосу экономического подъема, что заметно
сказалось на жизни среднего класса. Здесь представлены натурщица Ренуара и
будущая его жена Алин Шариго (слева, играет с собачкой), Гюстав Кайботт
(справа, в майке гребца, сидит верхом на стуле с сигаретой в руке), журналист
Маджоло (стоит рядом с ним), актриса Жанна Самари (в глубине справа), рядом с
нею — Лестринге и Лот, человек в цилиндре — Шарль Эфрусси. Слева у перил сын
хозяина заведения Альфонс Фурнез, чуть дальше — его сестра Альфонсин,
беседующая с бароном Барбье, приятелем Ренуара и Мопассана.
Пьер Огюст Ренуар.
Танец в деревне. 1883.
Париж, Музей д’Орсе
Первоначально для этой картины планировалось название Танец
в Шату. Оно изменилось, когда Ренуар сделал парную картину — Танец в городе. В
них все детали — от костюмов партнеров до растений фона — образуют продуманный,
точно выверенный контраст. В Танце в Шату изображена жена художника —
счастливая, пленительно улыбающаяся Алин Шариго. Ее цветастое платье
выразительно выделяется на фоне черного костюма Поля Лота, и это словно изнутри
насыщает все пространство картины энергией чувственной страсти.