Илэр Эдгар Дега (собственно, де Га: он имел дворянское
происхождение, но пожелал иметь более «демократичную» фамилию) родился в 1834
году в Париже. Родные прочили ему карьеру адвоката, однако в 1855 году Эдгар бросает
занятия юриспруденцией и поступает в Школу изящных искусств, определившись в
мастерскую Ламота.
1855 год стал заметной вехой не только в жизни Дега.
Франция, победоносно завершившая Крымскую кампанию взятием Севастополя, играла
все более заметную роль на европейской политической сцене. В Париже в 1855 году
состоялась Всемирная выставка, на которой был и отдел искусства, посвященный
творчеству Делакруа, Энгра и Руссо.
Летом Дега путешествовал по югу Франции и Италии, куда он
снова отправится в январе следующего года для изучения памятников классического
искусства. Он копирует итальянскую живопись в Пизе, Сиене и Риме, посещает Неаполь,
а по возвращении в Париж упорно работает над картинами на сюжеты древней
истории.
Эдгар Дега.
Семья Беллелли. 1858 — 1862.
Париж, Музей д’Орсе
Наброски к этой картине Дега сделал во время пребывания во
Флоренции в 1858 году. Сестра его матери, Лаура, была замужем за бароном
Дженнаро Беллелли, неаполитанцем, который в тот период был вынужден жить в
изгнании во Флоренции. Выброшенный из привычного ритма жизни, он не находил
себе места, что Дега прекрасно дает почувствовать композиционным решением
портрета. Юные барышни — кузины Эдгара Джованна (стоит) и Джулия.
Эдгар Дега.
Автопортрет. 1854 — 1855.
Париж, Музей д’Орсе
Серьезный и решительный — таким выглядит Дега на портрете,
дата создания которого совпадает с его поступлением в Школу изящных искусств.
Он сознает, что качественный уровень, заданный прежними выпускниками Академии,
очень высок. Однако его, начинающего художника, это ничуть не пугает — недаром
поза, выбранная им для автопортрета, почти повторяет позу его кумира, Жана
Огюста Доминика Энгра, в автопортрете 1804 года.