Танцовщицы

Во второй половине 1870-х и в 1880-е годы Дега «вел» параллельно несколько тем. Прачки, танцовщицы, женщины за туалетом, проститутки — профессиональные занятия и интимная сторона женского быта привлекали его неисчерпаемыми возможностями пластического разнообразия движений и цветовых находок. Он с удовольствием занимался фотографией. Вот как писал о творчестве Дега критик Феликс Фенеон: «Его искусство глубоко реалистично, оно не продукт простого наблюдения — как только человек чувствует, что за ним наблюдают, он перестает быть непосредственным. И потому Дега не пишет с натуры, он скапливает великое множество зарисовок одного и того же предмета...»

Эдгар Дега. Репетиция балета на сцене. 1874.
Эдгар Дега.
Репетиция балета на сцене. 1874.
Париж, Музей дОрсе
Избранный художником ракурс труден для соблюдения пропорциональных соотношений фигур. Дега «выручают» здесь пышные пачки балерин. Картина кажется почти монохромной: она строится на контрасте темных кулис и освещенной сцены.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. Ок. 1890.
Эдгар Дега.
Голубые танцовщицы. Ок. 1890.
Париж, Музей дОрсе
Пластическая завершенность этой, казалось бы, случайной сцены напоминает математическую формулу. Художник добивается исключительной красоты в соотношении цветов, камертоном в котором выступает сияющий, звучный синий цвет.