Просторы полей

Работа на пленэре — краеугольный камень импрессионистического метода. Прямой и непосредственный контакт с природой, вне каких-либо религиозных или исторических ассоциаций, без намеков на мир классической античности или библейские эпизоды. Для импрессионистов важны не детали, а целое. Многие места в окрестностях Парижа, особенно по берегам Сены, стали известны всему миру благодаря тому, что там работали импрессионисты, — это Аржантей, Лувесьен, Сен-Мамме, Буживаль и другие.
Впрочем, ближе или дальше от столицы располагалось полюбившееся им место — развитая сеть железных дорог позволяла быстро выбираться на природу, даже если надо было попасть в Нормандию или на самый юг страны, на Лазурный берег (к 1870 году железнодорожная сеть Франции составила 18 тысяч км). Как ни парадоксально, промышленная революция определила многие особенности импрессионизма. Ввод в Париже (впервые в Европе) газового, а вскоре и электрического освещения привнес новые цветовые эффекты в работы тех, кто работал на открытом воздухе.
Изменилась и красочная гамма парижской толпы — выпуск товаров массового производства из нарядных и, что важно, дешевых тканей сделал улицы, бульвары, кафе многоцветными и яркими. Жизнь резко ускорила свой темп.
Попадая из объятий цивилизации на природу, горожане обостренно чувствовали ширь полей, глубину пространства, прикасаясь к ритмам иного рода — ходу облаков, трепетному движению теней и веток деревьев, связывающих зоны земли и неба.

Альфред Сислей. Пшеничные поля в Аржантейе. 1873.
Альфред Сислей.
Пшеничные поля в Аржантейе. 1873.
Гамбург, Художественная галерея
Картина была показана на первой выставке импрессионистов и куплена Дюран-Рюэлем. Так же как Ренуар и Моне, Писсарро и Моризо, Сислей стремился устранить все надуманное, привходящее, что стояло между сетчаткой глаза и объектом изображения. Он воссоздает видимое с помощью света и цветных теней, которые наполняют картинное пространство подвижной, целостной и радостной атмосферой.

Камиль Писсарро. Иней. 1873.
Камиль Писсарро.
Иней. 1873.
Париж, Музей дОрсе
Писсарро в отображении мотивов природы любил использовать фигурки людей, занятых своим повседневным трудом, — как то: пастухов, крестьян. Но он далек от всякой идеализации или игры в фольклорную экзотику. Главное, чему он уделяет внимание, — это каждый раз новый эксперимент с цветом. В картине Иней пространство холста почти физически продолжено в сторону зрителя — об этом говорят тени, падающие на заиндевевшие борозды вспаханного поля от невидимых деревьев, которые находились позади работавшего за мольбертом художника.