Работа на пленэре — краеугольный камень
импрессионистического метода. Прямой и непосредственный контакт с природой, вне
каких-либо религиозных или исторических ассоциаций, без намеков на мир
классической античности или библейские эпизоды. Для импрессионистов важны не
детали, а целое. Многие места в окрестностях Парижа, особенно по берегам Сены,
стали известны всему миру благодаря тому, что там работали импрессионисты, —
это Аржантей, Лувесьен, Сен-Мамме, Буживаль и другие.
Впрочем, ближе или дальше от столицы располагалось
полюбившееся им место — развитая сеть железных дорог позволяла быстро
выбираться на природу, даже если надо было попасть в Нормандию или на самый юг страны, на Лазурный берег (к
1870 году железнодорожная сеть Франции составила 18 тысяч км). Как ни
парадоксально, промышленная революция определила многие особенности
импрессионизма. Ввод в Париже (впервые в Европе) газового, а вскоре и
электрического освещения привнес новые цветовые эффекты в работы тех, кто
работал на открытом воздухе.
Изменилась и красочная гамма парижской толпы — выпуск
товаров массового производства из нарядных и, что важно, дешевых тканей сделал
улицы, бульвары, кафе многоцветными и яркими. Жизнь резко ускорила свой темп.
Попадая из объятий цивилизации на природу, горожане
обостренно чувствовали ширь полей, глубину пространства, прикасаясь к ритмам
иного рода — ходу облаков, трепетному движению теней и веток деревьев,
связывающих зоны земли и неба.
Альфред Сислей.
Пшеничные поля в Аржантейе. 1873.
Гамбург, Художественная галерея
Картина была показана на первой выставке импрессионистов и
куплена Дюран-Рюэлем. Так же как Ренуар и Моне, Писсарро и Моризо, Сислей
стремился устранить все надуманное, привходящее, что стояло между сетчаткой
глаза и объектом изображения. Он воссоздает видимое с помощью света и цветных
теней, которые наполняют картинное пространство подвижной, целостной и
радостной атмосферой.
Камиль Писсарро.
Иней. 1873.
Париж, Музей д’Орсе
Писсарро в отображении мотивов природы любил использовать
фигурки людей, занятых своим повседневным трудом, — как то: пастухов, крестьян. Но он далек от всякой идеализации
или игры в фольклорную экзотику. Главное, чему он уделяет внимание, — это каждый раз новый
эксперимент с цветом. В картине Иней пространство холста почти физически
продолжено в сторону зрителя — об этом говорят тени, падающие на заиндевевшие
борозды вспаханного поля от невидимых деревьев, которые находились позади
работавшего за мольбертом художника.