Пуантилизм

На восьмой выставке импрессионистов были выставлены работы двух художников, которые открыли эру так называемого неоимпрессионизма. Жорж Сёра показал 9 работ, а его ближайший последователь Поль Синьяк — 18. Сёра и Синьяк являются наиболее чистыми представителями метода, получившего название пуантилизм: термин происходит от французского слова «point» (точка) и означает прием наложения красок отдельными точечными мазками (отсюда и другое его название «двизионизм» от итальянского слова dividere — «разделять»). Пуантилизм стал, по сути, и дальнейшим развитием импрессионистического метода, и его преодолением. Принцип оптического смешения близлежащих цветов на сетчатке глаза зрителя позволял добиться богатства цветовых переходов и, одновременно, сохранить всю световую силу цвета, создавая ощущение прозрачности атмосферы. Пуантилисты широко использовали систему взаимодействия контрастных (дополнительных) цветов.
Основное открытие импрессионистов состояло в том, что ни один предмет нельзя увидеть лишь как соотношение света и тени, ибо тень сама по себе многоцветна. Уловив и передав эти цвета, можно передать трехмерность пространства. Это практическое открытие подтвердили исследования Эжена Шеврёя, специалиста по красильному делу с государственной фабрики гобеленов.

Поль Синьяк. Набережная в Лез Анделиз. 1886.
Поль Синьяк.
Набережная в Лез Анделиз. 1886.
Париж, Музей дОрсе
Синьяк находился под сильным влиянием Моне, который и приучил его работать на пленэре. Одновременно Синьяк чрезвычайно интересовался теоретическими и практическими построениями Жоржа Сёра, став одним из самых вдумчивых его учеников.
Как и импрессионисты, только с большей рационалистической последовательностью, пуантилисты видели в живописи реальную возможность передать то, что отражается на сетчатке глаза. Картина стала выражением света и атмосферы, где значение самого предмета изображения чисто номинально. Объективно природу цвета и света оказалось лучше всего воспроизводить мелкими одинаковыми мазками.

Жорж Сёра. Маяк в Онфлер. 1886.
Жорж Сёра.
Маяк в Онфлер. 1886.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Создавая новый художественный метод, Сёра отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. В глазах зрителя, находящегося на некотором расстоянии от картины, крохотные мазки сливаются, образуя третий цвет. Даже при отсутствии прямого света полотно становится ярче, в нем внятно «звучит» глубина пространства. Сёра хорошо изучил работы химика и оптика Эжена Шеврёя «О законе одновременного контраста цветов и сочетания окрашенных предметов» (1839) и «О цветах и их применении в области промышленных искусств при помощи хроматических кругов» (1864).