Поль Сезанн родился на юге Франции, в Эксе (Экс-ан-Прованс)
в 1839 году. Он был ровесником Сислея. Собственно,в 1839—1841 годах родились
те, кто составил основное «ядро» раннего импрессионизма, — Моне, Базиль, Ренуар,
Моризо, Сислей, Сезанн, хотя тот же Сезанн в свои зрелые годы мощно преодолеет
рамки этого направления, став одним из столпов широкого течения, получившего
название «постимпрессионизм».
В 1858 году, изучая право, он одновременно начал учиться в
Муниципальной школе рисования в Эксе - вопреки воле своего отца, местного
банкира. В последующие годы, работая в банке отца, Поль упорно продолжал
заниматься живописью и в Эксе, где его учителем был Жозеф Жибер, и в Париже в
Академии Сюиса (в 1862 году он предпринял неудачную попытку поступить в
парижскую Школу изящных искусств). Подружившись в 1861 году с Арманом Гийоменом
и Камилем Писсарро, он через них познакомится и с кружком Мане, «заседавшим» в
кафе Гербуа. Но держался Сезанн всегда независимо — утрировал свой южный
акцент, а завсегдатаи кафе передавали такую легенду: приветствуя однажды Мане,
он сказал ему: «Пожимать вам руку, месье Мане, я не буду, потому что уже восемь
дней я не мыл рук».
Поль Сезанн.
Портрет Ашила Ампрера. Ок. 1868.
Париж, .Музей д’Орсе
Через всю верхнюю часть картины по темно-багровому, почти
черному полю идет крупная надпись желтой охрой: «Ашил Ампрер, художник». В
сочетании с очень плотным мазком она усиливает эффект трехмерности. Созданный
Сезанном образ художника-карлика — один из самых монументальных в европейской
портретной живописи. Грустное смирение, читаемое на лице Ампрера, усиливает
драматическую остроту этого образа. Сезанн подчеркнуто полемизирует с Мане —
его энергичный мазок словно взрывает изнутри пространство холста.
Поль Сезанн.
Натюрморт с чайником. Ок. 1869.
Париж, Музей д’Oрce
Арман Гийомен в письме к Золя в 1866 году писал о своем
друге: «На нервы ему действуют жители Экса. Просят показать картины, а увидев,
разочаровываются. Посему он принял по отношению к ним весьма агрессивный тон.
Говорит им прямо: «Надоели вы мне», и те в страхе разбегаются... Но когда
придет его время, я думаю, ему предложат место хранителя музея». Гийомен уловил
главное, что было присущее мышлению Сезанна, — напряженный поиск той скрытой
«пружины», которая обеспечивает цельность живописного впечатления.
Поль Сезанн.
Тающий снег в Эстаке. 1870.
Нью-Йорк, Музей современного искусства
Деревня Эстак расположена в окрестностях Марселя, в
холмистой местности. Богатство рельефа пленило в ней Сезанна. Особенно часто он
писал ее летом. По-зимнему обнаженные деревья выявляют и подчеркивают ту
структурную цельность, к которой стремился Сезанн в своих композиционных
поисках.