Через Эдгара Дега Гюстав Кайботт познакомился с остальными
импрессионистами. Он принял участие в их второй выставке и сразу стал своим в
группе, хотя был моложе своих новых друзей. Кайботт родился в 1848 году в
Париже. Его отец, преуспевающий владелец текстильных фабрик в Нормандии. Гюстав
по настоянию родителей получил профессию юриста, но в двадцать пять лет, в 1873
году, оставил ее и поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Леона Бонна.
Он чрезвычайно быстро совершенствовался в своем техническом мастерстве. По
своему художническому складу Кайботт более всего был близок к установкам Дега,
который в живописи никогда не отказывался от крепкой формы, энергично
«осваивающей» пространство. Он также любил смелые, сложные ракурсы, динамичное
и острое построение пространства, словно предвосхищая будущие устремления
искусства ХХ столетия. Неожиданным, казалось бы, для сына фабриканта, стало
обращение Кайботта к рабочей тематике, к сценам из жизни трудового парижского
люда. Но в своей трактовке этих сцен он не стремится ни к социальному звучанию,
ни к ироничному перефразирования мотивов классической живописи, что встречается
у Дега.
Гюстав Кайботт.
Автопортрет. 1892.
Париж, Музей д’Oрce
В работе решительно заявляет о себе чисто ренессансное
чувство личности, сознающей свое место в этом мире. Пластическая лепка форм
основана у импрессионистов не на контрастах светотени, а на выверенном
соотношении цветов, и даже тени имеют свой собственный цвет.