Париж по праву считался городом, созданным для наслаждения
чувств и глаз. И все места, которые могли доставить такие наслаждения,
оказались в поле зрения импрессионистов: сцена, коридоры и зрительный зал Гран
Опера, цирк Фернандо, бар «Фоли-Бержер», танцевальные залы на Монмартре,
бордели у Порт Сен-Дени и, разумеется, Парижские бульвары с их многочисленными
кафе. В конце XIX века на территории французской столицы было более 24 тысяч
кафе. Многие кафе объединяли людей по интересам: для импрессионистов таким
местом общения стало кафе Гербуа, а с 1875 года - кафе «Новые Афины» на площади
Пигаль. Завсегдатаями там были Мане, Дега, Дебутен, Зандоменеги, Кайботт, часто
заходили также Сезанн, Моне, Писсарро и Ренуар, а спустя пару лет к ним
присоединится и Гоген.
Эдуар Мане.
Слива. 1878.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Мане всегда оставался верен себе в своем интересе к передаче
внутреннего состояния человека — пусть самого обычного, ничем не
примечательного. Девушка пришла на свидание, и, по всей видимости, ее ожидание
напрасно — во взгляде застыло разочарование, к сливе, лежащей в вазочке, она
так и не притронулась, сигарета в руке погасла. Смутный рисунок решетки за ее
шляпкой словно вторит неясному потоку ее переживаний.
Эдгар Дега.
Абсент. 1876.
Париж, Музей д’Oрce
Сам художник назвал картину В кафе. Запечатлена типичная
сценка в парижском кафе — в данном случае это «Новые Афины» на Монмартре. На
переднем плане видна чернильница с пером и газета. Мужчина с трубкой — художник
и гравер Марселин Дебутен, перед ним стоит бокал с популярным тогда аперитивом
«Мазагран». Женщина рядом с ним — актриса Эллен Андре, перед нею стоит рюмка с
абсентом, любимым «зельем» среднего класса. Подсчитано, что до 1874 года
французы выпивали два миллиона галлонов абсента в год. Абсент — это смесь аниса
и мяты с добавкой экстракта растения, дающего небольшой, но как впоследствии
выяснилось, небезопасный наркотический эффект: его жертвами стали Ван Гог и
Тулуз-Лотрек.
Эдгар Дега.
Женщины на террасе кафе вечером. 1877.
Париж, Музей д’Орсе
Безостановочный ритм сразу втягивает зрителя в пространство
картины. Ощущается оживление, наполняющее вечернюю улицу с ее мерцающим светом
фонарей и неясными тенями. Группу фигур на переднем плане - с двумя встречными
траекториями движения — с логической точностью удерживают в композиционном
равновесии стойки кафе. Картина привлекала всеобщее внимание на третьей
выставке импрессионистов — и виртуозной простотой компоновки, и откровенностью
содержания. Нетрудно догадаться, что эти женщины расположились здесь в ожидании
очередных клиентов — та, что постукивает большим пальцем о зуб, похоже,
озабочена тем, что предыдущий заплатил ей недостаточно. Художник и сам
признавало, что его картина «излишне цинична и жестока».