Черты лица Берты Моризо хорошо знакомы любителям живописи —
эту изящную брюнетку с глубоким, задумчивым взглядом темных глаз часто просил
позировать для своих работ Эдуар Мане. Они познакомились в Лувре в 1868 году
где Берта привыкла работать с юных лет, копируя картины старых мастеров. Через
Мане она быстро вошла в крут импрессионистов, тем более что в своем творчестве
она уже давно развивалась в сходном направлении. Определяющее влияние на ее
становление как художника оказал Камиль Коро, охотно работавший с нею на
пленэре. Общаясь с Мане, Берта присматривалась к его методу — поискам
выразительной композиции, цветового «ключа» и работы с живой» моделью. Тем не
менее она не стала его подражательницей — напротив, Эдуар Мане ценил остроту
глаза Берты и накопленный ею большой опыт работы на пленэре. В подходе к
задачам реального освещения она была намного радикальнее Мане и даже оказала
существенное влияние на его манеру. В 1874 году мадемуазель Моризо выйдет замуж
за Эжена Мане, брата Эдуара.
Эдуар Мане.
Отдыхающая. Портрет Берты Моризо. 1870.
Провиденс (США, штат Род-Айленд), Музей Школы Рисунка
Художнице надолго запомнилось позирование для этой картины.
Ее дочь вспоминала рассказ матери о том, что Мане долго выбирал позу и наконец
заставил Берту поджать ногу. Линейный ритм картины действительно образует одно
неразрывное целое с контурами, плавно перетекающими от предметов обстановки к
пленительной женской фигуре.
Эдуар Мане.
На балконе. 1868 — 1869.
Париж, Музей д’Орсе
Для образа женщины, сидящей на балконе и чуть отрешенно
глядящей куда-то в сторону, мимо зрителя, Мане попросил позировать Берту
Моризо. В трио фигур это, несомненно, ведущий образ: он привлекает к себе
основное внимание и изящной позой, и выразительностью черт лица. Сцена в целом
представляет собой своеобразную режиссерскую постановку, где художник пробует
решить одновременно и пластическую, и психологическую задачи в пространстве
формально не интерьерном, но все-таки камерном.