Остановись, мгновенье!

Первые картины импрессионистов часто принимали за этюды, и на таких «правах» они даже попадали на Салон. Этюд, то есть мотив, запечатленный художником с натуры, несет в себе свежесть непосредственного контакта с видимым миром, например, природой. В картине, добиваясь равновесия всех частей, автор часто делает композиционные перестановки, меняет распределение цветов. Импрессионисты старались создать картину-этюд, в которой сохранялась бы цельность первого, самого яркого впечатления. Композицию они намеренно строят как фрагмент пространства и времени: движение света, отсутствие глухих, темно-коричневых или черных теней создают ощущение непрерывного потока жизни.

Эжен Буден. Пляж в Трувиле. Ок. 1863.
Эжен Буден.
Пляж в Трувиле. Ок. 1863.
Гавр, Музей изобразительных искусств
Художник смело работает в почти монохромной гамме сближенных тонов, без ярких акцентов, создавая ощущение целостности атмосферы.

Пьер Огюст Ренуар. Возвращение с лодочной прогулки. Ок. 1862.
Пьер Огюст Ренуар.
Возвращение с лодочной прогулки. Ок. 1862.
Частное собрание
Это одна из первых серьезных работ Ренуара. Он попытался в ней связать воедино композиционные приемы классической живописи, которые он осваивал на уроках в мастерской Глейра и при посещениях Лувра, с методом работы на пленэре. Большую роль в его развитии сыграла поездка на побережье и знакомство с Буденом и Йонгкиндом.

Эжен Буден. Пляж в Трувиле. 1865.
Эжен Буден.
Пляж в Трувиле. 1865. 
Париж, Музей дOрсe
Буден одним из первых перешел к «этюдной» манере письма, в которой главным было создание общего, обостренно свежего эмоционального впечатления. Он использует отрывистый мазок и отдельные звучные цветовые акценты. У него учились многие начинающие импрессионисты, в частности, Моне и Ренуар.